Новости

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Опубликовал ari-art в категории Отзывы / Мероприятия

...о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение -- с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. (1 Ин. 1:3)

 

К моему большому сожалению, на 1-м православном молодёжном лагере «Ф.О.М.А.» я не смог побывать, так как после поездки в Москву закончились мои отпускные. Тогда лагерь удалось организовать буквально за 2 дня и о нём стало известно по всей Украине. Так что 2-й лагерь планировался широкомасштабным, гостей ждали из Киева, Херсона, Харькова, Крыма и Кривого Рога. Планировались обучающие семинары, обмен опытом, школа православных лидеров. Имея нужду в таком обучении и помня о положительных отзывах участников 1-го лагеря - я твёрдо решил несмотря ни на что - поучаствовать. О том опыте и впечатлениях, которые я получил – «возвещаю вам».


 

Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. (Лк 14: 16 - 20)

 

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А."


Подобно званным из Евангельской притчи, молодёжки, выразившие горячее желание участвовать в работе нашего лагеря, чуть не до обиды за то, что их заранее не пригласили на 1-й лагерь, теперь стали отказываться, ссылаясь на самые разные обстоятельства. В результате, участниками лагеря были жители Днепропетровска, за исключением двух сестёр, приехавших из Киева. И число участников было далеко от намеченных 50 человек. Это было первым и одним из самых сильных в чреде искушений, испытавших участников и организаторов лагеря, на твердость намерений и покорность воле Божьей. Последние несколько дней информация рассылалась по всем возможным каналам, чтобы восполнить, насколько возможно, число участников. Утром 8-го января ещё ожидали приезда гостей из Херсона, но как оказалось, в час ночи, сидя на чемоданах - они отказались.

 

 

И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

(1 Кор 10:13)

 

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А." 

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

 

Искушения продолжились и утром 8-го января... Молодёжь начала собираться неподалёку от Епархиального центра ожидая, что скоро уже должен приехать микроавтобус, куда можно поместить вещи, неуклюжей кучей громоздившиеся на снегу. Некоторых людей я видел впервые, просил всех записываться в список – «регистрироваться». Так и знакомились. А время тянулось.

- Кого ждём?

- Да, гостей, вроде... Из другой области должны приехать...

Потом начали говорить, что пора бы уже ехать, а микроавтобуса нет... Шутили, что раньше мы всегда опаздывали и заставляли ждать, а теперь роли меняются. Созванивались, узнали, что гости не приедут... Приехал о. Георгий Захарченко... Я вспомнил, что отец Владислав просил помочь разгрузить матрацы, которые привезёт о. Георгий, но их не оказалось... «Аскетично у нас всё будет... В спальных мешках на голом полу» - подумалось... о. Георгий сказал, что микроавтобус, который за нами едет - сломался и теперь в одном из сёл чинят проводку... Были разные мысли... Была мысль, что сейчас всё закончится и мы разъедемся по домам, чтобы поехать на следующий день... Вспоминалось, что обычно так бывает перед какой-то катастрофой - все отказываются, возникают препятствия, транспорт не приходит вовремя... Но вот всё, вроде бы начало налаживаться, через туман и холод мы двинулись к нашей цели... Говорили о многом, помню, разговоры были о Толстом, о Достоевском, об отце Андрее Ткачёве... Ещё вчера незнакомые, мы уже ломали барьеры, общались как друзья. Когда приехали - оказалось, что в спортивном ангаре нет воды и уже ближе к вечеру, обсуждая ожидания и опасения, говорили об этом... Отслужили молебен на начало доброго дела, покушали - жизнь налаживалась. Вернулись в спортангар и вскоре столкнулись с новой проблемой - прекратилась подача электроенергии, причём во всём селе... Отключился и обогрев здания, потому что он осуществлялся теплогенераторами, которые работали от электроенергии. А в это время мы собрались вокруг отца Тарасия Марченко для того, чтобы поучаться в чтении и истолковании Евангелия. Для истолкования было выбрано самое непонятное для начинающих место из Евангелие - начало Евангелия от Матфея... Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова... вереница имён - 3 раза по 14. Рассуждали о том, почему это место так непонятно нам сейчас, для кого писалось это Евангелие, и почему для тех людей эти имена, это родословие было столь важно... Беседа была живой, каждому предлагалось высказаться по очереди, без спора. И в какой-то момент появился свет. Возможно, я накручиваю какие-то аналогии, но мне вспоминается, что слепота духовная часто обличалась слепотой телесной у Исаака, апостола Павла, равноапостольного князя Владимира, а у нас наоборот свет Евангельский предварил свет обычный, сначала души осветились, а потом - тела.

 

И был вечер, и было утро: день один. (Быт. 1:5)

 

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

 

Ужин, тренинги, спорт, просмотр кинофильма о православных в Америке, его обсуждение - почти всё, что было прописано в программе - выполнили, но из-за более позднего приезда весь график сместился, потому уже с первого дня правило о том, что отбой ровно в полночь - стало нарушаться. Часть молодёжи, конечно, отправилась спать, но были и те, кто почти до утра общался, пел песни... Я принадлежал к первой группе, потому доподлинно рассказать о том, что было в ту ночь, не могу. Мы с братом осуществляли, возложенную на него функцию будильника - утром, в 7 часов, пронзительный звон колокольчика возвестил о том, что краткий отдых окончен. День начался с зарядки, утреннего правила, завтрака - ничто не осталось без внимания. И душе и телу была дана пища и упражнение, пробудившее ото сна.

 

Итак, проснувшись окончательно, мы отправились в путь, в славный город Екатеринослав. Внимательный читатель удивится: зачем ехать в город, из которого только вчера вырвались в лагерь? Едва ли кто из приехавших в лагерь понимал тогда смысл этой поездки. И к концу лагеря ещё можно было услышать мнение, что день проведённый в городе был пропавшим днём. Разумеется, были причины, по которым мы поехали в город. И спустя время многое начинает видеться по-другому. Как бы то ни было, я постараюсь рассказать о том, что происходило не с целью оправдать или обличить.

 

Отправившись в путь, чтобы не заснуть в маршрутке и время в пути не прошло зря, мы стали разучивать текст колядок. Это, кстати говоря, очень хороший пример того, как нам следует себя вести и во всяком пути - славить Бога. Приехав в город, мы отправились в исторический музей, где перед нами, запечатлённая в вещах, предстала история от мамонтов до 20-го века. Странное чувство приходит, когда обозреваешь в краткое время то, как исчезали с лица земли племена и народы. Но приходит оно не сразу. Тогда, в суете переходов между залами, это, к сожалению, не ощущалось вполне. Через временное мы устремились к вечному - к Преображенскому собору. Там, выслушав историю собора, мы вернулись к настоящему, а в этом настоящем, постарались прикоснуться к вечному, получить благословение Божие через архиерейское благословение. Получив благословение от Владыки Иринея, мы выслушали рассказ из жизни, наставления и благие пожелания от настоятеля собора - протоиерея Ярослава Денеки. Следующая остановка нашего маршрута звучала, как призыв к действию, как рана, которая отталкивает некоторых внешним видом, но на самом деле взывает о помощи, об уврачевании. Мы приехали на площадь Островского, где 4 раза в неделю, благодаря щедрости одного из предпринимателей и трудам добровольцев, кормят бездомных и нищих. И не только кормят, но стараются, как мы убедились и даже смогли поучаствовать (одна из участниц лагеря), помочь и лекарствами. Помогают и одеждой, а сейчас в холодные зимние дни, как мне стало известно, стараются помочь и обувью, и пусть эти слова станут призывом к помощи для каждого из нас. Участники лагеря, не имея возможности помочь материально, постарались доставить радость нуждающимся пением колядок. А путешествовавшие с нами священнослужители, пообщались с ними, выслушали их просьбы и проблемы. И снова наш путь лежал к храмам.

 

Теперь мы направились в Одинковку, где под руководством отца Алексия Гетьмана уже не один год идёт комплексная работа с подрастающим поколением. Одно из них мы увидели в действии - боюсь ошибиться, но я бы назвал это секцией альпинизма. Вместо того чтобы идти на улицу, распивать алкогольные напитки, курить - молодёжь занимается спортом... Рядом с храмом, привыкает к храму. Обозрев результаты многих трудов, насладившись гостеприимством отца настоятеля, воодушевившись, мы попросили отца Алексия поделиться своим опытом и узнали о трудностях, возникающих в таких трудах. Главная, как мне показалось, трудность, озвученная отцом Алексием, кадровый голод – «жатвы много, а делателей мало».

Из Одинковки мы отправились в Епархиальный центр на беседу к Владыке Иринею. Со стыдом осознаю, что я не помню, о чём говорил Владыка. Помню лишь, что задавались вопросы о том, как вести себя с «проблемными» людьми, которые придя в добровольческое движение, приносят с собой много проблем своим неумением работать в команде. А ещё приглашали владыку Евлогия стать гостем нашего следующего лагеря. Из Епархиального центра мы отправились в театр «Верим». Посещение театра ввиду предстоящей на следующий день Литургии и Причастия вызывало у меня и моего брата (может и у кого-то ещё) опасения. Начало выступления, казалось, подтверждало их - актёр выбежал на сцену и начал лаять... Первая мысль - куда я попал? Но впоследствии стало ясно, что представление поднимает глубокие вопросы - абортов, жертвенности и человеческой гордости... «Простая история» оказалась очень непростой. После спектакля участникам лагеря была дана возможность побеседовать с творческим коллективом. Отужинали мы также в городе. Пожалуй ужин, предоставивший возможность пообщаться в спокойной обстановке и обменятся впечатлениями, показался тогда самой приятной частью нашей экскурсии по городу. Усталые, переполненные впечатлениями, мы погрузились в маршрутку. Хотелось спать... Поездка в город, помимо прочего, предоставила возможность новым участникам присоединиться к нашей команде, а тем, кто имел крайнюю нужду - остаться в городе.

 

И был вечер, и было утро: день второй. (Быт 1:8)


 Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А." 

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

 

Трудно представить, что, прибыв в общежитие, мы найдём силы ещё до полуночи рассказывать друг другу истории из нашей жизни. Это был новый виток знакомств, подаривший ощущение одной большой дружной семьи. Общение могло продолжаться ещё долго, но нужно было приготовиться к Литургии, потому от общения между собой мы перешли к общению с Богом.

 

И снова - краткий сон, утренние молитвы, сборы, поход в храм... Литургия. Участники лагеря пели вместе с маленьким храмовым хором. Пели обычные богослужебные песнопения и колядки. Отец Владислав произнёс проповедь. Полностью проповедь я не помню, только часть, которая захватила моё внимание, а ещё прекрасно помню тот случай из жизни, который привёл отец Владислав... Кто хотел - имел возможность исповедаться и причаститься. Это была возможность новой степени единства - одна Чаша и один Хлеб и мы все вместе члены одного Тела - Тела Христова.

 

После службы, насытившись духовной пищи, мы отправились в столовую восполнить трапезу пищей телесной и общением. Столовая - общежитие - спортангар - таков был последующий пеший маршрут. Солнечная, тёплая погода (стоит отметить, что погода радовала нас всё время пребывания в лагере), виднеющаяся местами из-под снега зелёная трава, радость общения - создавали ощущение ранней весны и праздничный настрой в душе. В спортангаре мы, как и положено, почти все, занялись спортом - волейбол, тенис. Ира Черевичная посвятила своё время занятиям с местными детьми. Они подготовили для участников лагеря и его гостей маленький концерт.

 

А гостями были Павел Минка и Андрей Бондик с докладом о проблеме одиночества и целях основания семьи. Следующим пунктом программы был творческий вечер. Участников лагеря и гостей объединили в 2 команды. Каждая команда выбрала капитанов и придумала девиз. В подготовке к вечеру участвовали и наши гости, но они спешили по своим делам, потому творческий вечер прошёл уже без них. А, собственно, творческое задание состояло в том, чтобы увязать сюжет сказки «Три поросёнка» с Евангельской притчей. Для одной команды это была притча о доме на песке, а для другой - притча «о милосердном самарянине». Первая постановка должна была быть рассчитана на детей 5-8 лет, а другая - для детей 13-16-ти лет. Было много критериев, по которым оценивали успех команд, это и то, насколько была раскрыт смысл притчи, и то, насколько были задействованы все участники, но об этом позже. А пока остановимся на том, как шла подготовка...

 

 

Это был момент, когда со всей остротой стал вопрос о том насколько мы одна команда, насколько мы умеем работать в команде. Расскажу о том, чему я был свидетелем. Я помню, что наиболее сильным было впечатление хаоса. Участники команды загорались гениальными идеями, спешили их рассказать другим, перебивали друг друга. Благо у нас был человек, который в этих условиях сумел писать сценарий. В этом сценарии помимо сказки и притчи, которой мы коснулись лишь слегка, была и любовь и политика, были нравственные аналогии (дом из соломы - гражданский брак) и аллюзии к словам апостола Павла, что женатый ищет, как угодить жене, а неженатый - как угодить Богу. В этом плане была показательна роль поросёнка-монаха, который принял своих братьев с их жёнами, потерпевших разрушение домов. Было видно, что тема брака, затронутая нашими гостями, не оставила участников нашей команды безразличными. Оригинальной находкой были рифмованные реплики героев. И хотя команда, в которой я был, набрала меньше баллов, результат был однозначно положительным. Мы сдружились, сработались, увидели свои недостатки, увидели, над чем нужно работать.

 

Потом с помощью ряда вопросов, заданных отцом Владиславом мы смогли по горячим следам попытаться проанализировать, как проходила работа в командах, поделиться впечатлениями.

 

И был вечер, и было утро: день третий (Быт 1: 13)


Третий день - день прощания и отъезда участников действительно плавно перешёл из вечера в утро. Условно можно сказать, что он начался прощальной трапезой, на которой, в отличии от всех наших трапез в столовой и кафе, мы сидели за одним столом. Шутили, разговаривали, рассказывали истории из жизни. Были тосты, но спешу сказать, что все контролировали себя. После трапезы мы снова играли в волейбол, теннис, пели караоке. И не хотели расходиться. Потом самые стойкие убирали помещение спортангара, декорации, стенды с отзывами. Ранним утром мы прибыли в общежитие и на часика полтора погрузились в сон. Потом был завтрак, сбор вещей и отъезд. В путь, в путь, в путь... Мы уезжали, чтобы потом вспоминать эти прекрасные дни и ночи, трудиться во славу Божию и ждать нового лагеря. Мы уезжали, неся в сердцах тепло дружбы и любви, чтобы ещё не раз так же собираться вместе.

 

А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. (Ин 4 : 42)


 

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А."

Каким для меня был "Ф.О.М.А."


Всякий рассказ бывает неполным и не может вполне передать атмосферу лагеря, многообразие чувств и эмоций. Потому лучше, конечно, поучаствовать самим, чем читать отчёты, смотреть фото и видео. К этому приглашаю всех читателей моего рассказа, чтобы и вы могли составить впечатление «не по моим речам», а сами узнали и, может, даже рассказали более полно и красочно, чем это смог сделать аз грешный.

 

Андрей ЗБОРОВСКЙ

О ФОМЕ

Молодёжное движение "Фома" возникло как результат объединения молодёжи, включившейся в благотворительную, миссионерскую и социальную деятельность Днепропетровской епархии УПЦ, проводимую руководителями нескольких епархиальных отделов.
Коментарии