Новости

Зачем нам знания

Опубликовал ari-art в категории Новости
Неведение– это жуткое дело. А самое большое зло делают те, 
в ком благоговение сочетается с беспорядком в голове.
Не разбираясь в сущности дела, они создают проблемы.

Паисий Святогорец


Необразованные и простецы считают науки смешным делом и не хотят слушать их,

потому что ими обличается их невежество, -

и они хотят, чтобы все были подобны им.

Святой Антоний Великий.

 

Молодежь, как внутри церковной ограды, так и стоящая на ее пороге, особенно нуждается в духовном и нравственном руководстве. Святейший патриарх Кирилл в устных выступлениях и публикациях не раз отмечал: «Наше время — время утраты традиции и нравственного релятивизма. В этих условиях формы и методы православного просвещения, в которых служитель Церкви выступает как учитель, знающий истину, эффективны в очень редких случаях. Человек, в особенности молодой, сегодня все чаще стремится сбросить с себя "предрассудки" и "стереотипы". Поэтому ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку — это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления».

Святейший Владыка особо подчеркивает, что понять молодежь можно только в том случае, если научиться ее слушать. Диалог жизненно необходим в работе с молодежью, ведь порой за внешне непритязательными устремлениями скрывается огромный потенциал готовности послужить на благо Церкви и общества. «Большое значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром, — отмечает в своих выступлениях Его Святейшество. — Вот почему необходимо участие духовенства в личных встречах с молодыми людьми. Для них это серьезное событие, к которому они подходят с неподдельным интересом и которое надолго им запоминается. Но эта форма пастырства не является и никогда не станет единственно возможной или достаточной. Нам нужно создать все условия для воцерковления людей, откликнувшихся на призыв Церкви».

Каждой епархии необходимо сформировать инфраструктуру подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу, подчеркивает Святейший Владыка, и добавляет: «При этом важно ввести систему аттестации, выявляющую искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями».

Предстоятель Русской Православной Церкви отмечает, что к сегодняшним условиям применим опыт древней Церкви, когда святители сами, проводя первые встречи с оглашенными, затем перепоручали их своим помощникам, которые в течение долгого периода обучали уверовавших основам веры. «Подготовка православных молодежных лидеров — это не то же самое, что полное духовное образование, возможное в стенах семинарий или богословских институтов. Подобная подготовка — вещь максимально предметная, преследующая троякую задачу: дать молодым людям крепкую церковную базу, предоставить инструментарий для просветительской работы и обозначить пути для дальнейшего самостоятельного духовного развития и богословского образования», «Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Именно в этом потенциал того, что теперь принято называть "лидерскими качествами"» — считает Святейший Патриарх Кирилл.

Схожие мысли высказывает и отец Андрей Кураев: «Очень важно, чтобы Церковь могла говорить устами не только людей в рясах, но и мирских профессионалов. Для этого, опять же, и в самой Церкви важно научиться пробудить в людях желание здорового карьеризма. Это тема тоже очень непростая. В Православии очень глубоко укоренена традиция послушания, может быть, даже уклонения в чём-то от социальных конфликтов, "подставь другую щёку"… Но есть одна серьёзная проблема сегодня. Я постоянно в светской прессе вижу очень похвальные репортажи, если кто-то из батюшек, монахинь работает с маргиналами. Вот такой-то приют для стариков, для детей-инвалидов. Но, знаете, у меня возникает вопрос: а не происходит ли при этом желания маргинализировать саму Церковь? То есть, университеты и работу с элитами оставьте Хаббарду и прочим молодёжным сектам, а вы, православные, давайте там где-то, на обочине.»

Именно в сфере работы с молодежью как нигде ощущается необходимость задействовать все те дары, которыми Господь снабдил свою Церковь. Лишь мобилизовав весь свой духовный и интеллектуальный потенциал, стоит браться за столь ответственную задачу. Решать же проблемы, возникающие на этом поприще, приходится порой в той сфере, ответственность за которую традиционно брало на себя государство.

Ни для кого не секрет, что светское образование в нашей стране находится на удручающе низком уровне. Выпускники школ и вузов порой не в состоянии не только осмысливать те или иные процессы, но просто связно излагать свои мысли. К сожалению, и в церковной ограде немало молодежи, в которой горячая вера и искреннее желание следовать за Христом соединятся с крайне низким уровнем образования и общей культуры.

В тоже время навязчивые стереотипы, транслируемые средствами массовой информации, вызывают в православном обществе вполне законное отторжение, распространяемое, увы, на все сферы человеческого знания. Отвергая рационалистскую модель миропонимания, современный человек по инерции скатывается к позициям гносеомахов, ставивших под сомнение саму способность человеческого ума к познанию видимого мира.

В подобной ситуации для нас особенно актуален опыт святых отцов церкви, обращение, к которому помогает нам правильно расставить приоритеты духовной жизни и служит ориентиром для дальнейшего созидания своего бытия во Христе.

В социальной концепции РПЦ отмечается: Христианская традиция неизменно уважает светское образование. Многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту. По мысли святого Григория Богослова, «всякий имеющий ум признает ученость (paideusin — образование) первым для нас благом. И не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая… имеет своим предметом одно спасение и красоту умосозерцаемого, но и ученость внешнюю, которой многие христиане по невежеству гнушаются как ненадежной, опасной и удаляющей от Бога».

Святитель Григорий Богослов, в своих творениях недвусмысленно указывает и некоторые причины отвращения к образованию: «Посему не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, а, напротив того, надо признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве»

Отсутствие необходимых для эффективной деятельности знаний, и что самое печальное нежелание признавать их необходимость, затрудняет деятельность молодежных организаций. Не умея пользоваться опытом уже действующих проектов, такое сообщество становится «первопроходцем» в области давно изученной и освоенной. Порой молодой человек, истратив свои силы на «изобретение велосипеда», так и не доходит до настоящей деятельности на благо церкви.

Не меньшей помехой в работе молодежных организаций является и отсутствие системности мышления, вот как описывает эту проблему Святейший Патриарх Кирилл – «Когда мы говорим о мудрости, то нужно говорить о способности человека к системному подходу к жизни. Эта мысль меня очень занимает. Приходится много встречаться с людьми образованными, с прекрасными специалистами, которые многое знают. Общаясь с ними, часто поражаешься, как они тонко и хорошо разбираются во многих важных деталях, будь то детали технические или гуманитарные. Мне приходилось встречаться, в том числе, с историками, которые замечательно знают историю и точно скажут, какое событие в каком году произошло. Но когда начинаешь говорить с этими людьми об историческом процессе, о связи настоящего с прошлым, то вдруг ловишь себя на мысли, что человек, прекрасно владеющий инструментарием, не способен при этом к системному мышлению. Системы нет! Есть знание частностей, деталей, но нет знания общего»

Зачем нам знания Зачем нам знания  Зачем нам знания

 

Эти размышления Патриарха нашей Церкви стимулируют нас к поиску новых форм работы с молодежью. Ведь именно в юном возрасте формируется способность к обучению, вырабатывается стиль мышления и рождается подлинное понимание своего служения в церкви и мире. Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил три проблемы в сфере работы с молодежью: «Важно избежать популизма, неадекватной оценки потенциала молодежи, попытки заигрывания с молодежной культурой». Методики работы в этой сфере отличаются, прежде всего, взвешенным подходом,тогда как крайности на корню губят всякое начинание в этой области. Чрезмерная увлеченность развлекательными мероприятиями и перегруженность учебно-образовательными программами одинаково вредны для этой деятельности. Как в первом так, и во втором случае православный молодой человек не получает никакой пользы от подобного времяпровождения.

Стремление осмыслить и преодолеть все вышеперечисленные проблемы, и характеризует деятельность ВДМ «Ф.О.М.А.». Используя опыт отечественной и зарубежной педагогики, организаторы лагеря помогают православной молодежи раскрывать свой потенциал и возрастать на ниве христианского делания, избегая крайностей и заблуждений свойственных нашему веку.


Иерей Сергий ИВАНОВ

Днепропетровская епархия

О ФОМЕ

Молодёжное движение "Фома" возникло как результат объединения молодёжи, включившейся в благотворительную, миссионерскую и социальную деятельность Днепропетровской епархии УПЦ, проводимую руководителями нескольких епархиальных отделов.
Коментарии